Поиск по этому блогу

понедельник, 13 сентября 2010 г.

ТАМАРИСК

В ГРУППЕ РИСКА – КУСТЫ ТАМАРИСКА




1. Манна небесная



Тамариск или тамарикс (если буквально переписать латинское название) в Евпаторийском регионе был растением-аборигеном задолго до того, как в Креветочную (Керкинитскую) бухту заявились цивилизованные эллины.



Везде на засушливых землях, от Франции до Японии, и в Африке произрастают разные виды тамарисков. Узнать тамариск можно по изощренной скрюченности ствола и ветвей, которые покрыты пушистой мягкой хвоей. Весной на короткое время кусты тамариска (а у нас растет один из 75 видов этого растения, высотой не более 3 метров) становятся как взбитые сливки с сиропом черной смородины. В этой кисельной кисее цветущего крохотными «звездочками» куста (по отдельности цветок и не разглядишь) сноровисто жужжат насекомые.



Поскольку среди них вьются и медоносные пчелы, значит, тамариск был бы полезен и с этой стороны. А вообще тамариск прославился давно и навсегда. «Древом жизни», наравне с финиковой пальмой называли тамариск древние семиты и шумеры. В Древнем Египте он был посвящен Осирису, а не какому-нибудь второстепенному божеству. В Библии семена тамариска – это «манна небесная», спасшая от голодной смерти людей. А лекарственные препараты из многих видов тамариска ценили халдеи, древние греки, Абу Али ибн Сина и другие античные врачи.



Считается, что именно тамариск праотец Авраам первым посадил в Беер-Шева. Древесину тамариска использовали в хозяйстве. Например, в Месопотамии из нее изготавливали ручки мотыг.



2. Из семейства Гребенщиковых



Мне неосознанно кажется, что с тамариском поступили до обидного несправедливо. Когда-то от Мойнак до Сасыка росли эти деревца вместе с рощицами лоха серебристого и формировали водный баланс местности, микроклимат, определяли, какие насекомые, птицы и зверьки будут здесь жить. Вклад в состав почвы за сотни тысяч лет и представить себе невозможно. И наступила «благодарность» - что вырубили, что выжгли, посадили тополя, шелковицы, акации, даже голубые ели и кедры гималайские, а про тамариск вроде как забыли.



Целым поколениям разных племен и народов помогал тамариск из флористического семейства гребенщиковых. В старых словарях (Брокгауз и Эфрон, например) его называли гребенчук. Вполне возможно, что фамилии Гребенчук и Гребенщиковы – это Тамарисковы.



На гребнях всяких дюн и барханов, где на выжженной поверхности все живое гибло, появлялась крохотная «манна небесная» и постепенно на глубину 30 и более метров проникали корни тамариска в поисках воды, зеленела, а весной лиловела крона деревца, даря тень, защиту и пищу тысячам живых существ. А почва в этом месте больше не уходила из-под ног, текучие пески превращались в плодородные земли, на которых с удовольствием селился человек…



Когда в Курзале, на улице Некрасова и других районах города я встречаю редкие кусты тамариска, искореженные до степени странного искусства – всегда останавливаюсь. Мысленно я извинюсь за то, что люди стали к ним так невнимательны.



А. БОНДАРЬ.

Фото автора.


Комментариев нет:

Отправить комментарий