Поиск по этому блогу

понедельник, 18 октября 2010 г.

Способы обучения

Каждому человеку хоть раз в жизни приходится что-то учить – в школе, в институте, на курсах и т.д. Но далеко не каждому человеку это дается легко. Вот некоторые способы, которые помогут упростить эту задачу.
Заметки

Если вы будете делать свои заметки на полях лекции или учебника, потом вам легче будет понять материал и рассказать его своими словами.

Визуализация

Попробуйте визуализировать информацию с помощью схемы, рисунка или таблицы. Это поможет вам лучше понять материал и подключит к работе вашу визуальную память.

Механическое запоминание

Немногие являются поклонниками метода “зубрежки”, но тем не менее с его эффективностью поспорить трудно. Если повторять одно и то же снова и снова, это обязательно отложится в памяти. При этом не стоит забывать про то, что даже для того, чтобы “вызубрить” материал, нужно хоть что-то понимать в нем.

Связка

Выберите несколько тезисов и постарайтесь связать их между собой. Представьте, что это населенные пункты, соединенные автострадами. Таким образом, вы создадите в своем воображение дорожную карту для путешествий по вашим знаниям.

Метафора

Если вы столкнулись со сложным материалом, сравните его с чем-то более простым. Проведите параллель. Даже самую сложную теорию можно разобрать на примере привычных и обыденных вещей.

Диаграмма

Используйте диаграмму для сортировки больших фрагментов информации. Это поможет вам организовать материал, что поспособствует его более эффективному изучению.

Сокращения

Не засоряйте вашу память лишней информацией. Выделите и заучите лишь основные тезисы, отталкиваясь от которых вы потом сможете дать интересный и развернутый ответ.

Заметки

Если вы будете делать свои заметки на полях лекции или учебника, потом вам легче будет понять материал и рассказать его своими словами.

Рисунок

Этот метод требует развитого воображения. Он заключается в том, что вы должны связать несколько идей с помощью рисунка. Возьмем для примера список продуктов. Например вам надо купить рыбу, хлеб и минеральную воду. Нарисуйте в вашей голове картинку – огромная рыба есть хлеб в бассейне, наполненном минеральной водой. Чем причудливей получится картинка, тем лучше. Необычное лучше запоминается.

Логическая цепочка

Разбирая материал, попробуйте последовательно найти логическую связь между всеми его основными пунктами. Переходите от одной мысли к другой, пока круг не замкнется.

Разделение

Будьте последовательны, не пытайтесь запомнить сразу несколько мыслей. Если вы читаете в главу и понимаете, что в ней раскрываются сразу две темы, сначала изучите одну и только потом приступайте к другой, иначе в вашей голове воцарит хаос.

Проверка

Проверьте себя. Небольшое тестирование поможет вам понять, насколько хорошо вы усвоили материал. Использование знаний, полученных ранее

Используете те знания, которые у вас уже имеются. Специфика изучаемого материала может быть совершенно разной, но основополагающие принципы при этом схожими. Найдите как связать то, что вы уже знаете с тем, что вам только предстоит узнать.

Эссе

Напишите небольшое эссе на тему изучаемого предмета. Это поможет вам проанализировать информацию и лучше понять ее.

Мозговой штурм

Соберите компанию из нескольких человек – например, ваших коллег. Пусть каждый выскажется по заданной теме. Возможно, это поможет вам узнать то, чего вы не смогли бы найти в других источниках. К тому же различные мнения всегда интересны.

Индивидуальный мозговой штурм

Устройте мозговой штурм наедине с самим собой. Запишите все ваши идеи, мысли и соображения, касающиеся изучаемой темы.

Метод “комната”

Представьте себе комнату, которую вы хорошо знаете. Затем представьте основные объекты в этой комнате. Пусть каждый объект будет для вас ссылкой на какую-либо информацию.  Необходимо создать устойчивую ассоциацию между образом предмета и вашим образным восприятием того материала, который вы собираетесь выучить.

Заинтересованность

Даже в самой, на первый взгляд, скучной информации можно найти что-то интересное для себя. Сделав это, вы увидите, как материал на глазах становится проще и понятнее.

Ученик

Найдите себе “ученика” и поделитесь с ним своими знаниями. Роль учителя поможет вам лучше справиться с ролью обучаемого в дальнейшем.

Перерывы

Не забывайте о регулярных перерывах. Если вы будете безостановочно зубрить материал, не давая себе передохнуть, из этого не выйдет ничего хорошего. Небольшие перерывы в 15 минут необходимы для большей продуктивности.
Еще один способ связать информацию – это последовательно объединить ее в песенку или рассказ. Вы можете придумать олицетворение каждого изучаемого пункта и придумать сказку, в которой вы поочередно встретитесь с каждым из них. Перерывы

Один взгляд

Представьте, что у вас есть возможность лишь один раз заглянуть в учебник. Это поможет вам сразу же выявить основные тезисы и не тратить время на лишнюю информацию.

Предпочтения педагога

Отталкивайтесь от предпочтений вашего педагога. Что для него важней – термины, правильные формулировки или умение привести удачные примеры? Конечно, это не значит, что если ваш учитель любитель теории, вы можете ничего не понимать в практике. Изучите предмет всесторонне, уделяя некоторым его областям немного больше внимания.

Неожиданные вопросы

Часто приходится слышать шутку о том, что учить надо так, чтобы ответ от зубов отскакивал, даже если вас разбудят среди ночи. В этой шутке есть доля правды. Эффект неожиданности может помочь вам лучше усвоить материал. Попросите кого-то из родственников, чтобы он в течение дня задавал вам различные вопросы по теме в самый неподходящие для этого моменты. Например, когда вы жарите картошку или читаете журнал.

Определенная форма

Не позволяйте мыслям в вашей голове принимать форму абстракции. Дайте им конкретные очертания, цвет и смысл.

Полноценный сон

Недостаток сна отрицательно сказывается на вашей памяти. Найдите время для отдыха и хорошенько выспитесь, если вы хотите вспомнить тот материал, который успели изучить.


Невозможно что-либо выучить, слушая при этом музыку или смотря телевизор. Избавьтесь от всего, что вас отвлекает и полностью сосредоточьтесь на материале.

Для детского сада

Вспомните тех маленьких детей, которые постоянно расспрашивают окружающих обо всем на свете – как? зачем? почему? Представьте, что говорите с одним из них. Попробуйте изложить изученную вами тему настолько понятно и подробно, словно вы объясняете ее ребенку. Когда информация логична и проста, ее легче запомнить.

Пик умственной активности

У каждого человека свой пик умственной активности. Кто-то не может сосредоточиться на учебе утром, прибывая в состоянии полусна, кто-то не может учиться вечером из-за большого количества энергии… Найдите время, когда ваш мозг наиболее активен и заставьте это время работать на себя.

Упражнения

В здоровом теле здоровый дух. Почему-то существует глупый стереотип, что спортсмены не отличаются умом и сообразительностью. Это заблуждение. Физическая активность неразрывно связана с умственной активностью. Поэтому люди, поддерживающие себя в форме, мыслят острее и эффективнее.

Никакого стресса

Ходите на вечеринки, гуляйте, общайтесь, то есть делайте все, чтобы расслабиться. Подавленное состояние не способствует эффективному изучению. Найдите правильный баланс между учебой и развлечениями и соблюдайте его. Главное – во всем знать меру.

Креатив

Подойдите к изучению материала творчески. Пусть процесс обучения будет для вас не скучным поглощением информации, а увлекательным занятием с множеством креативных идей. Придумывайте интересные примеры, создавайте забавные методики и т.д.

Наиболее подходящий вариант

Выберите те учебники и пособия, которые подходят именно вам. Один и тот же материал может быть изложен совершенно по-разному. Не мучайте себя, пытаясь запомнить информацию, которая с трудом вами воспринимается. Попробуйте другие варианты.

Слабые стороны

Вы получили по изучаемому предмету плохую оценку в последний раз? Почему? Причина была в плохой подготовке или в чем-то другом? Может, проблема заключается не в том, что вы не можете запомнить информацию, а в том, что вы не умеете ей пользоваться. Выявите ваши слабости и подумайте, как вы можете побороть их.

Стикеры

Разбейте изучаемый материал на пункты. Эти пункты выпишите на стикер. Расклейте эти стикеры в разных местах своей комнаты. Как только вам на глаза будет попадаться один из них, внимательно читайте то, что на нем написано и старайтесь запомнить это.

Организация

Наверняка, вы не раз слышали о том, что если вы хотите привести мысли в порядок, для начала наведите порядок вокруг себя. Очень сложно усвоить информацию, если она напечатана на листах, разбросанных по всей комнате вперемешку с другим хламом. Организуйте пространство вокруг и ваши мысли сразу же прояснятся.

Ритуал

Сложно думать об учебе сидя перед телевизором или лежа на любимой кровати. И то и другое ассоциируется у вас с отдыхом. Создайте свой ритуал, который настраивал бы вас на учебный лад. Найдите в вашем доме такое место, где ни одна вещь не отвлекала бы вас от учебы.

Спокойствие

Перед важными тестами или экзаменами большинство людей сильно нервничают. В таком состоянии очень трудно что-либо запомнить. Если вы хотите понять материал и выучить его, для начала расслабьтесь и успокойтесь.

Легкая пища

Пищеварение использует большое количество энергии. Поэтому, если силы нужны вам для учебы, старайтесь употреблять легкую для переваривания пищу.

Шпаргалка

Напишите шпаргалку, но не для того, чтобы воспользоваться ею потом. Это поможет вам лучше запомнить материал. Во-первых, чтобы вместить информацию на крошечной клочок бумаги, вы сократите все лишнее, оставив лишь основные пункты, а во-вторых переписывая материла, вы неоднократно повторите его про себя и запечатлите его визуально.

Отношение

Не думайте об учебе, как о процессе, которому вы посвящаете время ради оценок. Думайте о ней как о составляющей вашего саморазвития. Помните, что вы учитесь не для кого-то, а для себя.

Комментариев нет:

Отправить комментарий